|
Дети часто оказываются существами совершенно непонятными. Помочь разобраться, что происходит в душе вашего отпрыска, может обстановка детской. Интерьер сам во многом и формирует будущую личность. Давно установлено, что природные материалы наилучшим образом воздействуют на детскую психику. С младенчества и где-то до десяти лет ребенок познаёт мир при помощи осязания-обоняния-зрения. Трогая, ощупывая, разглядывая кусок дерева, шишку, листочек, малыш получает огромное количество информации об окружающем мире. Дети, выросшие на природе, прекрасно подготовлены к школе, умеют воспринимать новые знания. Если дом перенасыщен пластмассой, стеклом, металлом, причудами высоких технологий, стоит внести интерьерные коррективы. В идеале детская комната должна быть оклеена экологичными обоями, декорирована натуральными тканями, обставлена почти необработанной мебелью натуральных цветов. Пластиковые игрушки лучше дополнить натуральными деревянными, шерстяными, холщовыми, глиняными. В комнате обязательно должны быть цветы в горшках, за которыми ребенок сам будет ухаживать. В детской (по крайней мере до 10 лет) не место минимализму. Чем богаче и насыщеннее деталями окружающая ребёнка среда, тем лучше. У минимализма есть лишь один плюс: он помогает ребёнку сосредоточиться на учёбе. Поэтому подобный стиль хорош для учебной зоны детской. Многообразие предметов на полках в детской и в доме вообще, разнообразие фактур, тканей, цветов формирует способность к творчеству, развивает умственно и физически. И не забудьте, что весь этот разнообразный мир должен постоянно меняться. В детской дошкольника или младшего школьника обязательно должен быть уголок, где можно вволю побезобразничать — порисовать на стене, например. Однако если ребёнок постарше по-прежнему раскрашивает мебель и рисует на стенах из спреев, значит, он протестует против родительских ценностей. Это нормально. Но знайте, что, например, цветная нахальная полоса через всё зеркало говорит о том, что ваш подросток как минимум противоречиво к себе относится — хочет любить себя и не может. Ребёнку, который цепляется за игрушки и вещи из раннего детства, скорее всего, тоже не очень комфортно в настоящем, поэтому он идеализирует прошлое. Ему кажется, что тогда его любили больше, предъявляли меньше требований и т. д. Когда в комнате пятнадцатилетней девочки по-прежнему царит одна только Барби, это знак инфантильности, страха перед взрослением. Выбирая цвет, да и всю обстановку детской, уже с 5-6 лет необходимо советоваться с её юным владельцем. Пусть ребёнок обязательно примет участие в оформлении интерьера. Это поможет вам сблизиться, маленький человек поймёт, что его мнение уважают, сможет выразить себя через вещи. В доме-музее, где много ценных вещей и ничего нельзя трогать руками, а за малейшее нарушение порядка вещей следует наказание, ребёнок чувствует себя лишним. Возникает подавленность, тоска, тревожность, заниженная самооценка. Обычно малыш соглашается с мнением родителей, но с подростками могут возникнуть проблемы. Психологи советуют разрешить подросшему чаду делать со своей комнатой то, что ему хочется, например, лепить на стены плакаты. Подросток часто охвачен сильными чувствами, подвержен перепадам настроения. Выбирая мрачные краски, рисуя страшные картинки, он выплёскивает отрицательные эмоции и, таким образом, учится ими управлять. Оформляя комнату ребенка, необходимо учитывать особенности восприятия, свойственные его возрасту. У новорождённого малыша зрение очень слабое. До 6 месяцев он едва различает силуэт матери, узнавая её по запаху, голосу. Зрительные функции новорожденного развиваются к году. К этому времени малыш научится сводить взгляд на предмет. Чтобы зрение младенца развивалось, его должна окружать достаточно разнообразная среда. Большие однотонные плоскости, окрашенные в яркие цвета, а также крупные геометрические узоры ему противопоказаны. Предпочтение стоит отдать спокойному декору, построенному на мягких волнистых линиях, нежным пастельным тонам. Поэтому на нейтральном фоне обоев разместите игрушки ярких, чистых цветов. Когда малыш подрастёт, можно добавить и более насыщенные оттенки, учитывая темперамент ребёнка. Если малыш пассивный, лучше остановиться на красном, жёлтом, оранжевом, оказывающих тонизирующее воздействие. И наоборот, когда ребёнок излишне активен, холодные цвета, такие как мягкий зелёный и синий, помогут ему успокоиться. В любом случае общий фон должен оставаться нейтральным, а яркими лишь детали. Хорошая детская комната даёт ребёнку возможность перенести себя и свои проблемы в мир, где возможны любые фантазии и уютно, как в доброй сказке. Домик или шторки на кровати дошкольника позволят ему оказаться в уютном защищённом пространстве. Рисовать полезнее на доске, детском мольберте или подвешенном на стену рулоне бумаги — крупно, чтобы глазки не напрягались. Забавная лампочка-мордашка с улыбкой поможет ребёнку спокойно уснуть. Укрепите на стене в центре картинку гаража, а вокруг — четыре машинки разных цветов. Время от времени просите малыша, не поворачивая головы, одним лишь взглядом, "закатить" машины в гараж. Это отличная зарядка для зрения. Комната подростка — это продолжение его внутреннего пространства. И надписи "Не входить!", "Danger!", знак "кирпич" на дверях комнаты предупреждают об этом. Комната подростка должна стимулировать его творческое развитие. Он должен иметь возможность самовыражения. Потребности подростков меняются каждый день, поэтому его комната будет обновляться чуть ли не ежемесячно. Если в комнате подростка преобладают резкие, контрастные сочетания цветов (особенно чёрно-белое), это говорит о его неустойчивом психическом состоянии. Красно-черные сочетания свидетельствуют о высоком уровне агрессии: если подросток при этом и в самом деле ведет себя вызывающе, это полбеды, если же внешне он кажется спокойным, дело хуже, ведь скрытый негатив грозит болезнями и различными неврозами. Если комната девочки-подростка вообще лишена признаков пола и даже содержит элементы мужской атрибутики, это означает, что девочка ещё не приняла свою женскую сущность. С возрастом всё станет на свои места, главное — не давить на психику, не навязывать свой стиль жизни. Но если подросток не вносит в интерьер ничего своего — это серьезный сигнал тревоги: ребёнок уходит в себя. Это часто бывает, когда у родителей не ладятся отношения между собой или у самого ребёнка появились какие-то серьёзные проблемы. Особенно опасный и очевидный симптом — заброшенная безликая комната без любимых вещей, но "ухоженный" компьютер. Истинный дом обитателя этой детской — в виртуальном пространстве, там он чувствует себя в безопасности. А любая форма отгороженности от жизни чревата множеством серьезных проблем. Из них самые малые — инфантильность, неконтактность и неприспособленность к жизни. Перенесите технику в комнату, где чаще всего собирается семья. Так он будет чаще выбираться из своей комнаты и общаться с родными. Есть вещи в комнате подростка, которые напрямую сообщают об опасности. Изображения молний, черепов, свастик на стенах — знак того, что борьба подростка с социальными нормативами взрослых уже перешла в патологию. Всевозможные монстры, агрессивные, возбуждающие тревогу картинки, сцены насилия указывают на аффективное, неустойчивое состояние психики. Хаос в комнате — не такая уж однозначная вещь. За ним могут крыться не только лень и несобранность, но и внутренняя опустошенность, растерянность перед жизнью, неосознанный конфликт с миром взрослых. На беспорядок следует особенно обратить внимание, если ваш прежде организованный ребёнок вдруг начал разбрасывать вещи по комнате и его никакими силами нельзя заставить класть их на место. Может, он влюблен? Собственная комната является, несомненно, одним из инструментов социализации молодого человека, а также новой роли хозяина реальной территории. Родители лишь в некоторой степени ограничивают деятельность молодых по обустройству своей территории. Основное влияние на дизайн и функциональность комнаты оказывают социокультурные нормы молодежной возрастной группы. |